Советская психоделика, которая могла бы покорить мир

Павел Гайков, специально для МИА «Россия сегодня»

Фирма «Мелодия» представила в сети сборник советской психоделической музыки 60-80-х годов. «Советская психоделика» приоткрывает неискушенному зрителю дверь в мир удивительного культурного наследия советских лет, о котором сегодня практически забыли. Советская эстрада ведь не была ограничена двумя десятками имён, которые сегодня у всех на слуху.

Музыкантов было много, и играли они музыку самую разную. Это была особая музыкальная вселенная, часто созвучная тому, что играли на Западе.

У поколения, советской эстрады не заставшего, сложилось своё представление о ней: оно основано в основном на репертуаре сегодняшних ретро-радиостанций. Одни и те же ретро-хиты вперемешку с итальянскими шлягерами в выходные доносятся с каждого дачного участка вместе с запахом шашлыка. Но порой в Интернете мелькает что-то оригинальное и забытое. Слушаешь — и удивляешься.

Так в 2010 году мир открыл для себя Эдуарда Хиля. Многие россияне из поколения 90-х тогда впервые узнали о Хиле как о «мистере Трололо». Последние годы жизни певец провёл, купаясь в лучах славы. Но в репертуар наших ретро-радиостанций почему-то так и не попал. И подобных открытий неискушенному в советской эстраде слушателю предстоит сделать ещё немало.

"Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, — все это песни, произведения ансамбля «Дос-Мукасан», — писала в 1973 году казахская газета «Ленинская молодёжь» об игре местного студенческого коллектива. В Берлине на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в тот год «Дос-Мукасан» был награждён золотой медалью.

 

Ансамбль «Дос-Мукасан»
Музыка, которую они исполняли, по другую стороны Стены была известна как психоделический рок. Когда слушаешь эту казахскую группу, легко представляешь, что история могла бы пойти по альтернативному пути: вместо или наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном мировыми идолами могли бы быть студенты из Казахстана.
Или туркменский коллектив «Гунеш», который для соло-проигрышей вместо гитары использовал этнический струнный инструмент — дутар. Представьте, что дутар становится международным символом свободы и рок-н-ролла и его можно встретить на вывесках всех баров от Лос-Анджелеса до Бангкока. В моде татуировки с изображением солиста группы Мурада Садыкова. Вместо Вудстока все едут на новый Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

 

Один из участников туркменского джаз-рок ансамбля «Гунеш»

То, что сегодня принято ассоциировать с западной цивилизацией, в самых неожиданных формах пробивалось в страны соцлагеря с прямо-таки мистическим упорством. Кто-то считал, что рок-н-ролл — это секретное оружие ЦРУ, а кто-то его в это время играл и, более того, вносил свой вклад в его развитие.

«Советская психоделика» охватывает практически все уголки соцлагеря, включая Прибалтику, Украину, Польшу и Кавказ. Тбилисский ансамбль «Иверия» представлен ранней композицией «Песня о Грузии». И как же здорово — напомнить всем, что, помимо песни из «Аргонавтов», у этого коллектива есть и другие записи.

Нельзя подгонять под определенное клише целую эпоху, ограничивать представления о ней десятком-другим музыкальных хитов. «Советская психоделика» напоминает нам о том, что пытаться уложить целый пласт культуры и жизни страны в одну пластинку практически невозможно.

Сборник составлен ведущей радиостанции «Серебряный Дождь» Люсей Грин

РИА Новости http://ria.ru/analytics/20160721/1472502067.html#ixzz4HailDtPU

 

Поделиться в соц. сетях

Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex

Оба коммента и пинга в данный момент закрыты.

Comments are closed.

Designed for Web Development in Collaboration with r4i and pozycjonowanie stron and kredyt bez bik